В пенсионерский период Поленов начинает работу над несколькими эскизами на различные исторические сюжеты. Среди массы задуманных и начатых работ — Кто из вас без греха, Право господина, Блудный сын, Арест гугенотки, Александрийская школа неоплатоников, Публичная лекция Лассаля - осуществлены были только Право господина (1874) и Арест гугенотки (1875).
Обе картины были близки к западной позднеакадемической исторической живописи с ее стремлением к документальной точности в воспроизведении деталей, интересом к литературно-романтическим сюжетам и театрализованностью в представлении сцен. Наиболее удачен Арест гугенотки.
Если в Праве господина средневековый архитектурный фон практически никак не связан с сюжетом,
то здесь Поленову в значительной степени удалось подчинить все аспекты картины (фрагментарность композиции, четкие ритмы архитектурных форм, строго выдержанный серо-стальной тон) центральной задаче -
запечатлеть трагический образ несломленной, готовой на смерть за веру героини картины. Оба полотна получили признание.
"Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, московский и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим. (Грабарь И.Э.)
"
Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru