на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Поленово:

Открытые окна
Сто лет назад
Жизнь для народа
Рыцарь красоты
На дорогах времени
Сегодняшнему дню
Взгляд с высоты

   



Поленово - музей-усадьба Василия Поленова

1. Открытые окна

Здесь древний гений человека,
Почуяв новой жизни рост,
Из девятнадцатого века
В двадцатый перекинул мост

И здесь благоговейно чтимы
Сокровища былых времён
И дух веков неукротимый
В едином лике воплощён

Который мудро, величаво,
На изменяющийся свет
С вершины смотрит многоглавой
Своих восьмидесяти лет...

(Алексей Сухотин, 1924)

Стихи, приведенные выше, написаны в честь восьмидесятилетии Василия Дмитриевича Поленова. В то время знаменитый сейчас «дом над Окой» был мало кому известен. Зимой жизнь в нем совсем замирала до начала окского половодья. Число экскурсантов не превышало двухсот в год. Не было надежных подъездных дорог, а до ближайшей железнодорожной станции, добирались полевыми и лесными проселками пятнадцать километров пешком, в лучшем случае - на лошади. Самым верным средством сообщения с внешним миром продолжали оставаться окские колесные пароходы дореволюционной постройки. Самый надежный путь - по Оке. Потом береговой тропинкой - вверх, к дому. И сейчас, если подняться от реки и через сложенные из камня - окского известняка - ворота в каменной ограде вступить на усадебную землю, дорожка приведет к дому, не изменившемуся ни в чем со времени его постройки. Сокровищницей художественных ценностей и хранилищем памяти прошлого остался и поныне этот белый дом над Окой.
Когда-то, пока еще не вырос, не поднялся вокруг дома саженый сосновый бор, давший первоначальное название усадьбе - Борок, дом был открыт всем ветрам и виден издалека. Он многократно запечатлен в живописи Поленова, главным образом - на его этюдах. И всегда по-разному. Так же по-разному смотрели и смотрят на мир, на страны света - север, восток, юг и запад - окна его четырех фасадов.

Когда в апреле выставляют двойные зимние рамы и ходят по комнатам легкие сквозняки, первыми радуются весне кабинет и портретная. Из окна кабинета В.Д.Поленова видна величественная картина ледохода и окского половодья, когда вышедшая из берегов река затопляет пойму. Окно кабинета ежегодно провожает в путь стаи белых льдин. Ежегодно - вот уже почти сто лет. И тоже почти сто лет подряд из окна портретной видны зацветающие синие подснежники, белые и фиолетовые крокусы на цветнике против западного фасада музея. Именно к окну портретной ближе всего подступили разросшиеся старые березы. Каждый год их новая листва несет в комнату свежесть. Почему-то всегда через окно портретной лучше всего слышны первые голоса кукушек, вернувшихся в усадебный парк после создания в недавние годы обширной заповедной зоны.

Летом почти отвесные лучи полдневного июньского солнца так нагревают подоконник в столовой, что бывает больно к нему прикоснуться. В эту пору цветет вокруг дома алый шиповник, на его аромат и на нежный запах белого жасмина летят бронзовые жуки. Позже под окном столовой, обращенным на юг, зацветут розы. В это время, когда «макушка лета через прясло смотрит», в небольшом дворике за окном вьются бабочки вокруг особенно любимых Василием Дмитриевичем красных, белых, темно-лиловых и желтых мальв, вокруг цветов оранжевой цинии. Окно смотрит в самое страдное время года в музее - сенокосную пору с напряжением ее хозяйственных забот.
Наступает осень с первыми заморозками, с инеем на крышах, с прозрачными далями и корочкой льда у берегов Оки. На короткое время, пока не опала листва, ярким светом подожженных осенью кленов бывает озарена самая большая комната музея - библиотека. Василий Дмитриевич произносил это слово с ударением на «о», по обыкновению старой интеллигенции. Особенно уютна эта комната вечерами глухой осени, когда рано темнеет, потеют стекла оконных рам и пылает в библиотеке традиционно затопленный камин. На исходе ясного осеннего дня уходящее за сосны парка солнце бьет косыми лучами в окно библиотеки. В такие часы в золотистые тона окрашены ее паркетный пол и деревянный тесовый потолок.
Сквозным становится осенний лес, в окна музея вставляют зимние рамы. Между рамами по традиции кладут мох, а по мху - дубовые и кленовые листья, гроздья пунцовых рябиновых ягод, продолговатые ярко-красные ягоды барбариса. В осень смотрит широкое окно библиотеки. За массивной дубовой дверью - лестница, ведущая на второй этаж дома. Лестничная площадка второго этажа. И вид из широкого итальянского окна на такие же опаленные дыханием осени березы и клены, как и из окна библиотеки. Это дающее много света окно - самое большое в музее. Есть и самые маленькие. И у каждого свое лицо, свои приметы, свой взгляд на мир.
Во все стороны смотрят окна музея. И лишний раз напоминают о назначении этого удивительного дома - окна, смотрящего в прошлое. И в будущее.

Значение Поленова как художника, его просветительская роль и общественная деятельность высоко оценены в письме, направленном ему 2 июня 1924 года народным комиссаром просвещения А.В.Луначарским:
«Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, равного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем. В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство, служившее до сих пор только высшим классам, достоянием широких масс, и в этом деле - мы никогда не, забудем этого - мы всегда являемся продолжателями того пути, на который первым столь уверенной стопой вступил именно Василий Дмитриевич. Заслуги перед экстенсивным театром Василия Дмитриевича исключительны, и имя его навсегда записано в историю театра. А ведь это имя с огромным блеском сверкает в той части нашего художественного неба, которая отведена великой и ныне воскресающей в своем величии группе передвижников. От имени Наркомпроса выражаю глубокую благодарность В.Д.Поленову за понесенные им труды и желаю ему бодрой и радостной старости, поздравляя его с достижением восьмидесятилетнего возраста». В ответном письме Луначарскому престарелый художник говорит о трех основных сторонах своего служения делу просветительства: активном участии в деятельности Товарищества передвижных выставок, о создании народного театра и - особо - о музее: «Другая моя мечта тоже осуществляется, и окружающая нас деревенская и городская молодежь относится к ней сочувственно. Я говорю про мой маленький музей, собранный четырьмя поколениями. Он состоит из научных коллекций, картинной галереи, народных изделий и библиотеки. Художественные коллекции дают понятие о лучших эпохах истории искусств и вообще культуры, и надо видеть, с каким напряженным вниманием посетители, между которыми бывает много молодежи и детей, смотрят на вещи и слушают объяснения. Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу Родины». Не случайно упоминание в этом письме о молодежи и детях. Юное начало, смена поколений на фоне исторических эпох всегда волновали и привлекали художника, получив блестящее отражение в его творчестве. Закат его жизни, ознаменованный эпической приподнятостью его последней большой картины «Ледоход на Оке», осветился светом радости, талантливого творчества и большой любви со стороны окружавшей его молодежи.
Десятилетия складываются в века, и вот уже свыше двухсот лет жива плодотворная гуманистическая традиция, основанная в XVIII веке прадедами Василия Дмитриевича А.Я.Поленовым и Н.А.Львовым. Создание музея было одним из этапов ее развития, но никак не завершением. В сегодняшнем дне она продолжена новыми работами советских художников, так или иначе связанных с поленовскими местами своей творческой биографией; молодыми кинематографистами, студентами художественных вузов, реставраторами студенческих строительных отрядов, учениками московской 12-й спецшколы имени Поленова. Продолжена коллективом сотрудников музея, бережно хранящим бесценное наследие прошлого и дающим ему новую жизнь сегодня.
О прошлом музея лучше всего скажут старые, пожелтевшие и выцветшие от времени фотографии семейных альбомов - беспристрастные и потому ценнейшие свидетели истории дома, свидетели эпохи. Многое из событий столетней давности становится ясным и достоверным на разворотах добротных старинных альбомов. Немалых забот стоило сберечь их людям старшего поколения. Теперь они - неоценимое подспорье в работе музея, во главу угла которой положен принцип сохранения мемориальности.
Необычайно выразительными, наполненными не только большим содержанием, но и кажущимися мне символичными, представляются две фотографии (см. с. 29 и 38). В них очень удачно передана атмосфера дома, характер его обитателей, и провидится дальнейшая судьба музея. У окна стоят две сестры - старшая и младшая дочери В.Д.Поленова. По складу характера, по темпераменту, привязанностям и наклонностям они не были похожи друг на друга. Роднила их не раз доходившая до подвига убежденность в необходимости сохранения музея, когда ему грозили уничтожение и забвение, не знающая пределов любовь к этому месту, переходящая в патриотизм в самом высоком смысле слова. И страстная любовь к театру, приверженность этой семейной традиции. Обе были театральными художницами, обеим довелось в разное время сыграть первостепенную роль в сохранении поленовского музея. Память о них светла. Старшая - Екатерина Васильевна в послереволюционные годы была организатором и душой театра крестьянской молодежи. Наталья Васильевна всю жизнь продолжала традицию детского и созданного ею кукольного театра при музее. Обе они - свидетельницы и самые непосредственные участницы всей жизни музея в первые семь десятилетий его существования. Сестры смотрят в окно. За окном только еще начинают свою жизнь деревья парка - сосны, липы, ели, лиственницы. Их ровесницы. На склоне лет сестрам будет суждено увидеть парк таким, каким его знают сейчас сотни тысяч посетителей музея-усадьбы. На этой фотографии они как бы смотрят в неясные дали будущего. Они слиты с временем. И с делом, которому обе самоотверженно служили всю жизнь - каждая по-своему.

Еще одна фотография. Сосредоточенно читающий газету Василий Дмитриевич - воплощение спокойствия, величавой сдержанности и мудрого познания жизни, которые отличали его в преклонном возрасте. Напротив сидит его сын, которому суждено ценой оставшейся жизни продолжить дело отца и сохранить музей. Настороженность позы, переходящая в беспокойство, заметное в повороте головы и особенно во взгляде. За одним столом - люди двух поколений. На редкость емкий снимок. В нем не только запечатлены конкретные люди, объединенные одной судьбой и одним сельским кладбищем. В нем отразились приметы времени. Впереди многое: еще даже не началась первая мировая война...

Судьба музея оказалась завидной в том отношении, что красивые традиции нашли здесь благодатную почву. С самого начала в доме над Окой утвердился особый, одухотворенный стиль жизни. В отношениях между людьми как бы нашел воплощение возвышенный мир оперы В.Д.Поленова «Призраки Эллады». И первым «эллином» был сам Василий Дмитриевич. Даже здоровался он, как отмечают близко знавшие его, не рукопожатием, а древнегреческим жестом приветствия. Это отнюдь не было позой или бравадой: то и другое было абсолютно чуждо Василию Дмитриевичу. Во всех внешних проявлениях ему всегда были присущи естественность, сдержанность в сочетании с отзывчивостью и развитым чувством собственного достоинства. Другая характерная деталь: с любым встреченным человеком он всегда здоровался первым. Это сразу было отмечено крестьянами села Бехово. Такая манера общения невольно вызывала у всех глубокое уважение...
Несколько лет назад научным коллективом музея была собрана коллекция действующих музыкальных инструментов конца прошлого века. Цель этой работы - озвучивание музейных комнат, сопровождение показа экспонатов музыкой, - при жизни Василия Дмитриевича она всегда звучала в доме. Сейчас звучит снова. И присущие портретной, кабинету, библиотеке (особенно библиотеке) мелодии как бы воскрешают образы людей, некогда собиравшихся в этой комнате - самой большой из комнат гостеприимного дома над Окой. При жизни Поленова дом встречал вошедшего широко распахнутой двустворчатой дубовой дверью библиотеки. Сейчас встречает известным репинским портретом В.Д.Поленова и его словами: «Искусство должно давать счастье и радость». И кажется, что хозяин дома выйдет навстречу и привычным жестом поприветствует гостей. следующая страница...


  "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru