на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Поленово:

Открытые окна
Сто лет назад
Жизнь для народа
Рыцарь красоты
На дорогах времени
Сегодняшнему дню
Взгляд с высоты

   



Поленово - музей-усадьба Василия Поленова

1. Открытые окна

Здесь древний гений человека,
Почуяв новой жизни рост,
Из девятнадцатого века
В двадцатый перекинул мост

И здесь благоговейно чтимы
Сокровища былых времён
И дух веков неукротимый
В едином лике воплощён

Который мудро, величаво,
На изменяющийся свет
С вершины смотрит многоглавой
Своих восьмидесяти лет...

(Алексей Сухотин, 1924)

Стихи, приведенные выше, написаны в честь восьмидесятилетии Василия Дмитриевича Поленова. В то время знаменитый сейчас «дом над Окой» был мало кому известен. Зимой жизнь в нем совсем замирала до начала окского половодья. Число экскурсантов не превышало двухсот в год. Не было надежных подъездных дорог, а до ближайшей железнодорожной станции, добирались полевыми и лесными проселками пятнадцать километров пешком, в лучшем случае - на лошади. Самым верным средством сообщения с внешним миром продолжали оставаться окские колесные пароходы дореволюционной постройки. Самый надежный путь - по Оке. Потом береговой тропинкой - вверх, к дому. И сейчас, если подняться от реки и через сложенные из камня - окского известняка - ворота в каменной ограде вступить на усадебную землю, дорожка приведет к дому, не изменившемуся ни в чем со времени его постройки. Сокровищницей художественных ценностей и хранилищем памяти прошлого остался и поныне этот белый дом над Окой.
Когда-то, пока еще не вырос, не поднялся вокруг дома саженый сосновый бор, давший первоначальное название усадьбе - Борок, дом был открыт всем ветрам и виден издалека. Он многократно запечатлен в живописи Поленова, главным образом - на его этюдах. И всегда по-разному. Так же по-разному смотрели и смотрят на мир, на страны света - север, восток, юг и запад - окна его четырех фасадов.

Когда в апреле выставляют двойные зимние рамы и ходят по комнатам легкие сквозняки, первыми радуются весне кабинет и портретная. Из окна кабинета В.Д.Поленова видна величественная картина ледохода и окского половодья, когда вышедшая из берегов река затопляет пойму. Окно кабинета ежегодно провожает в путь стаи белых льдин. Ежегодно - вот уже почти сто лет. И тоже почти сто лет подряд из окна портретной видны зацветающие синие подснежники, белые и фиолетовые крокусы на цветнике против западного фасада музея. Именно к окну портретной ближе всего подступили разросшиеся старые березы. Каждый год их новая листва несет в комнату свежесть. Почему-то всегда через окно портретной лучше всего слышны первые голоса кукушек, вернувшихся в усадебный парк после создания в недавние годы обширной заповедной зоны.

Летом почти отвесные лучи полдневного июньского солнца так нагревают подоконник в столовой, что бывает больно к нему прикоснуться. В эту пору цветет вокруг дома алый шиповник, на его аромат и на нежный запах белого жасмина летят бронзовые жуки. Позже под окном столовой, обращенным на юг, зацветут розы. В это время, когда «макушка лета через прясло смотрит», в небольшом дворике за окном вьются бабочки вокруг особенно любимых Василием Дмитриевичем красных, белых, темно-лиловых и желтых мальв, вокруг цветов оранжевой цинии. Окно смотрит в самое страдное время года в музее - сенокосную пору с напряжением ее хозяйственных забот.
Наступает осень с первыми заморозками, с инеем на крышах, с прозрачными далями и корочкой льда у берегов Оки. На короткое время, пока не опала листва, ярким светом подожженных осенью кленов бывает озарена самая большая комната музея - библиотека. Василий Дмитриевич произносил это слово с ударением на «о», по обыкновению старой интеллигенции. Особенно уютна эта комната вечерами глухой осени, когда рано темнеет, потеют стекла оконных рам и пылает в библиотеке традиционно затопленный камин. На исходе ясного осеннего дня уходящее за сосны парка солнце бьет косыми лучами в окно библиотеки. В такие часы в золотистые тона окрашены ее паркетный пол и деревянный тесовый потолок.
Сквозным становится осенний лес, в окна музея вставляют зимние рамы. Между рамами по традиции кладут мох, а по мху - дубовые и кленовые листья, гроздья пунцовых рябиновых ягод, продолговатые ярко-красные ягоды барбариса. В осень смотрит широкое окно библиотеки. За массивной дубовой дверью - лестница, ведущая на второй этаж дома. Лестничная площадка второго этажа. И вид из широкого итальянского окна на такие же опаленные дыханием осени березы и клены, как и из окна библиотеки. Это дающее много света окно - самое большое в музее. Есть и самые маленькие. И у каждого свое лицо, свои приметы, свой взгляд на мир.
Во все стороны смотрят окна музея. И лишний раз напоминают о назначении этого удивительного дома - окна, смотрящего в прошлое. И в будущее.

Значение Поленова как художника, его просветительская роль и общественная деятельность высоко оценены в письме, направленном ему 2 июня 1924 года народным комиссаром просвещения А.В.Луначарским:
«Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, равного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем. В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство, служившее до сих пор только высшим классам, достоянием широких масс, и в этом деле - мы никогда не, забудем этого - мы всегда являемся продолжателями того пути, на который первым столь уверенной стопой вступил именно Василий Дмитриевич. Заслуги перед экстенсивным театром Василия Дмитриевича исключительны, и имя его навсегда записано в историю театра. А ведь это имя с огромным блеском сверкает в той части нашего художественного неба, которая отведена великой и ныне воскресающей в своем величии группе передвижников. От имени Наркомпроса выражаю глубокую благодарность В.Д.Поленову за понесенные им труды и желаю ему бодрой и радостной старости, поздравляя его с достижением восьмидесятилетнего возраста». В ответном письме Луначарскому престарелый художник говорит о трех основных сторонах своего служения делу просветительства: активном участии в деятельности Товарищества передвижных выставок, о создании народного театра и - особо - о музее: «Другая моя мечта тоже осуществляется, и окружающая нас деревенская и городская молодежь относится к ней сочувственно. Я говорю про мой маленький музей, собранный четырьмя поколениями. Он состоит из научных коллекций, картинной галереи, народных изделий и библиотеки. Художественные коллекции дают понятие о лучших эпохах истории искусств и вообще культуры, и надо видеть, с каким напряженным вниманием посетители, между которыми бывает много молодежи и детей, смотрят на вещи и слушают объяснения. Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу Родины». Не случайно упоминание в этом письме о молодежи и детях. Юное начало, смена поколений на фоне исторических эпох всегда волновали и привлекали художника, получив блестящее отражение в его творчестве. Закат его жизни, ознаменованный эпической приподнятостью его последней большой картины «Ледоход на Оке», осветился светом радости, талантливого творчества и большой любви со стороны окружавшей его молодежи.
Десятилетия складываются в века, и вот уже свыше двухсот лет жива плодотворная гуманистическая традиция, основанная в XVIII веке прадедами Василия Дмитриевича А.Я.Поленовым и Н.А.Львовым. Создание музея было одним из этапов ее развития, но никак не завершением. В сегодняшнем дне она продолжена новыми работами советских художников, так или иначе связанных с поленовскими местами своей творческой биографией; молодыми кинематографистами, студентами художественных вузов, реставраторами студенческих строительных отрядов, учениками московской 12-й спецшколы имени Поленова. Продолжена коллективом сотрудников музея, бережно хранящим бесценное наследие прошлого и дающим ему новую жизнь сегодня.
О прошлом музея лучше всего скажут старые, пожелтевшие и выцветшие от времени фотографии семейных альбомов - беспристрастные и потому ценнейшие свидетели истории дома, свидетели эпохи. Многое из событий столетней давности становится ясным и достоверным на разворотах добротных старинных альбомов. Немалых забот стоило сберечь их людям старшего поколения. Теперь они - неоценимое подспорье в работе музея, во главу угла которой положен принцип сохранения мемориальности.
Необычайно выразительными, наполненными не только большим содержанием, но и кажущимися мне символичными, представляются две фотографии (см. с. 29 и 38). В них очень удачно передана атмосфера дома, характер его обитателей, и провидится дальнейшая судьба музея. У окна стоят две сестры - старшая и младшая дочери В.Д.Поленова. По складу характера, по темпераменту, привязанностям и наклонностям они не были похожи друг на друга. Роднила их не раз доходившая до подвига убежденность в необходимости сохранения музея, когда ему грозили уничтожение и забвение, не знающая пределов любовь к этому месту, переходящая в патриотизм в самом высоком смысле слова. И страстная любовь к театру, приверженность этой семейной традиции. Обе были театральными художницами, обеим довелось в разное время сыграть первостепенную роль в сохранении поленовского музея. Память о них светла. Старшая - Екатерина Васильевна в послереволюционные годы была организатором и душой театра крестьянской молодежи. Наталья Васильевна всю жизнь продолжала традицию детского и созданного ею кукольного театра при музее. Обе они - свидетельницы и самые непосредственные участницы всей жизни музея в первые семь десятилетий его существования. Сестры смотрят в окно. За окном только еще начинают свою жизнь деревья парка - сосны, липы, ели, лиственницы. Их ровесницы. На склоне лет сестрам будет суждено увидеть парк таким, каким его знают сейчас сотни тысяч посетителей музея-усадьбы. На этой фотографии они как бы смотрят в неясные дали будущего. Они слиты с временем. И с делом, которому обе самоотверженно служили всю жизнь - каждая по-своему.

Еще одна фотография. Сосредоточенно читающий газету Василий Дмитриевич - воплощение спокойствия, величавой сдержанности и мудрого познания жизни, которые отличали его в преклонном возрасте. Напротив сидит его сын, которому суждено ценой оставшейся жизни продолжить дело отца и сохранить музей. Настороженность позы, переходящая в беспокойство, заметное в повороте головы и особенно во взгляде. За одним столом - люди двух поколений. На редкость емкий снимок. В нем не только запечатлены конкретные люди, объединенные одной судьбой и одним сельским кладбищем. В нем отразились приметы времени. Впереди многое: еще даже не началась первая мировая война...

Судьба музея оказалась завидной в том отношении, что красивые традиции нашли здесь благодатную почву. С самого начала в доме над Окой утвердился особый, одухотворенный стиль жизни. В отношениях между людьми как бы нашел воплощение возвышенный мир оперы В.Д.Поленова «Призраки Эллады». И первым «эллином» был сам Василий Дмитриевич. Даже здоровался он, как отмечают близко знавшие его, не рукопожатием, а древнегреческим жестом приветствия. Это отнюдь не было позой или бравадой: то и другое было абсолютно чуждо Василию Дмитриевичу. Во всех внешних проявлениях ему всегда были присущи естественность, сдержанность в сочетании с отзывчивостью и развитым чувством собственного достоинства. Другая характерная деталь: с любым встреченным человеком он всегда здоровался первым. Это сразу было отмечено крестьянами села Бехово. Такая манера общения невольно вызывала у всех глубокое уважение...
Несколько лет назад научным коллективом музея была собрана коллекция действующих музыкальных инструментов конца прошлого века. Цель этой работы - озвучивание музейных комнат, сопровождение показа экспонатов музыкой, - при жизни Василия Дмитриевича она всегда звучала в доме. Сейчас звучит снова. И присущие портретной, кабинету, библиотеке (особенно библиотеке) мелодии как бы воскрешают образы людей, некогда собиравшихся в этой комнате - самой большой из комнат гостеприимного дома над Окой. При жизни Поленова дом встречал вошедшего широко распахнутой двустворчатой дубовой дверью библиотеки. Сейчас встречает известным репинским портретом В.Д.Поленова и его словами: «Искусство должно давать счастье и радость». И кажется, что хозяин дома выйдет навстречу и привычным жестом поприветствует гостей. следующая страница...


   Реклама:
   »  Арт

  "Поленов как бы открыл окно и показал свет в живописи. Он учил, как смотреть натуру и как подходить к ней, как писать, объясняя отношения. (Мешков В.)"


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru