на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Поленово:

Открытые окна
Сто лет назад
Жизнь для народа
Рыцарь красоты
На дорогах времени
Сегодняшнему дню
Взгляд с высоты

   



Поленово - музей-усадьба Василия Поленова

3. Жизнь для народа

Окно бывшей столовой обращено на юг, в комнате много солнца, и потому она в сознании естественно связывается с летом. Жаркие летние дни с безоблачным небом Василий Дмитриевич называл «центральными». В эти «центральные», июльские дни грубеет лист на березах, лубенеет кора на их ветвях - в июле прекращается рост побегов; высыхает земля и жесткими становятся травы.
Спеет на лесных опушках крупная земляника; в поросли белых ромашек и желтого донника, в пенном разливе таволги у границы усадьбы мелькают пестрые бабочки-репницы. В море полевых цветов превращается просторная долина Оки. В знойные безветренные дни марево стоит над ней - струится в неподвижном воздухе дыхание окских лугов. А пройдется над лугами легкий ветерок - и нежнейший аромат лугового цветения принесет он соснам бора на холме за каменной оградой, смешает его с жарким запахом нагретой хвои.
Июльские ветры гнут березы на окском косогоре, гонят в небе облака, заставляют волнами ходить спеющую рожь, пенными барашками венчают гребень речной волны. А тихими вечерами ложится на лугах и полянах голубовато-сизый туман. И почти не видны за тридцать - сорок шагов основания аккуратных свежих копен, только макушки их как бы плавают над покосом.
Летом «день кормит год». Самая страдная пора в деревне. Сельский труд, особенности деревенского быта были хорошо знакомы и близки Василию Дмитриевичу еще со времен его детства и юности, прошедших в деревне Имоченский Погост Олонецкой губернии, на берегах реки Ояти. Жизнь в деревне, близость к земле, сопричастность к труду крестьянства, внимание к его нуждам и заботам характерны для семьи Поленовых. Замысел «первого русского эмансипатора» А.Я.Поленова - нести грамотность в народ - стал воплощаться ее следующими поколениями. В 1866 году Поленовыми была построена школа в Имоченцах, преподавали в которой сестры художника. Они же, пройдя медицинские курсы, оказывали помощь сельскому населению. Как ни странно, такая, казалось бы, распространенная огородная культура, как капуста, была совершенно неизвестна в олонецком крае в середине XIX века. Впервые она была внедрена на берегах Ояти именно Поленовыми.
Просветительская традиция была перенесена и на Оку, в бывший Алексинский уезд Тульской губернии. Поленовым были построены две школы - в селах Бехово и Страхово. Страховская восьмилетняя школа, носящая сейчас имя художника, давшая образование за три четверти века (построена в 1911 году) нескольким поколениям сельской молодежи, успешно работает и поныне.

В последнем десятилетии прошлого века, когда ныне знаменитый дом над Окой только еще начинали строить, окрестности уездного городка Тарусы, так понравившиеся художникам В.Д.Поленову и К.А.Коровину, были совсем глухим местом. Выбранный для строительства участок представлял собой заброшенную неплодородную пашню крестьян соседней деревни Бехово. В период общинного землевладения крестьяне не имели права продавать землю, и Поленов предложил им выгодный обмен: за каждую десятину песчаного бугра он давал две десятины обработанной и удобренной пашни приобретенного им по соседству имения. Крестьяне с радостью (и немалой долей удивления) согласились на такой обмен, и он состоялся. Вскоре на бугре, открытом всем ветрам, началось строительство деревянного трехэтажного дома-музея. Одновременно разбивали парк - высаживали юные деревца. В те годы в имениях привычными были липовые и березовые аллеи. Поленов решил отдать предпочтение соснам, правильно оценив преимущества открытого места с песчаным грунтом. Вскоре вокруг музея начал подниматься молодой сосновый бор. Он-то и дал первоначальное название всей усадьбе - Борок. Сейчас только по старым фотографиям можно представить себе вид усадьбы, стоявшей на открытом месте. Усадьбы, в которой только еще начиналась интересная и неповторимая в своей красоте и наполненности глубоким содержанием жизнь.
Та красивая культура, расцветом которой была отмечена последняя четверть XIX века в истории русского общества, несомненно наложила заметный отпечаток на поленовский музей. Это было время репинских «Пенатов», Талашкина, Абрамцева, процветали в художественно-театральной жизни атмосфера и дух мамонтовского кружка.
Обитателей и гостей дома над Окой отличали исключительная благожелательность друг к другу и ко всем приходящим в дом, безупречная порядочность во всем, дух гражданственности, любовь к Родине, бескорыстное служение родному искусству, устремленность в будущее, в котором им виделся светлый идеал.
Скромный быт и демократизм семьи художника, а также его постоянная забота о нуждах крестьян соседних деревень снискали в округе большое сочувствие и уважение к нему и делу его жизни. Особенно ярко это проявилось весной 1918 года, когда жители села Страхово по своему почину взяли музей под охрану, не дожидаясь законодательных актов на этот счет - они появились чуть позже.

Небольшое село Бехово, столь живописно расположенное на крутом берегу Оки, как нельзя нагляднее являло все черты скудного крестьянского быта. Не лучше были и другие окрестные села и деревни. Соломенные кровли, покосившиеся плетни, непролазная грязь в непогоду. Все это очень напоминало приметы еще недавнего крепостного права. Особенно поразило Поленовых бедственное положение сельского учительства. Со свойственной ему энергией Василий Дмитриевич начал активно вмешиваться в жизнь деревни. Взамен церковно-приходской школы, влачившей жалкое существование, он построил две новых - в Бехове и Страхове. Впоследствии жена художника Наталья Васильевна Поленова организовывала заграничные командировки и экскурсии для учителей страховской школы, ею же были созданы в страховской школе столярная и переплетная мастерские. Со свойственной ему наблюдательностью и умением замечать значительное в, казалось бы, рядовом явлении, художник присматривался к жизни деревни, особенно интересуясь любыми проявлениями творческой мысли в быту, домашнем обиходе. Интерес этот, возникший еще в юности, в «обонежских лесах», как любил называть олонецкий край Василий Дмитриевич, имел и глубокую связь с абрамцевским художественным кружком. Здесь необходимо сказать о дружбе Поленова с С.И.Мамонтовым и его семьей, дружбе, пронесенной через всю жизнь художника и очень плодотворно сказывавшейся на судьбе поленовского музея уже в XX веке. В 1872 году, окончив одновременно юридический факультет Петербургского университета и Академию художеств, Поленов уехал за границу. Как дипломант Академии, удостоенный ее высшей награды - Большой золотой медали, он получил право на шестилетнюю заграничную командировку за счет Академии. Цель командировки - продолжение образования, знакомство с художественной жизнью Западной Европы, с искусством эпохи Возрождения.
Встреча Поленова в Риме с Саввой Ивановичем Мамонтовым во многом определила весь его дальнейший жизненный и творческий путь. Знакомство вскоре перешло в тесную дружбу. Съездив ненадолго на Родину и побывав в Абрамцеве, покоренный атмосферой и поэзией мамонтовского дома, Поленов ясно увидел, что общение с Мамонтовым - не просто дружба, а нерасторжимая духовная связь. «Вспоминаю я мое первое посещение Абрамцева осенью 1873 года,- писал почти через тридцать лет Василий Дмитриевич своему другу,- оно неизгладимо запечатлелось в моей памяти. Это короткое пребывание в вашей деревне озарило меня таким чудным светом, что он до сих пор светит мне путеводной звездой». Абрамцево, ставшее духовной родиной для многих русских художников, было одновременно школой бережного отношения к национальной традиции в искусстве. Давнее стремление Поленова к возрождению и развитию народных художественных промыслов не было случайным. Оно тесно связывалось с общественной и художественной жизнью России того времени. Осознание художественной ценности народного творчества, повышенный интерес к нему неизбежно вели к собирательству предметов, связанных с национальной традицией. Еще в начале восьмидесятых годов прошлого века на прогулке в окрестностях Абрамцева Репин и Поленов заинтересовались резной доской со стилизованным орнаментом на карнизе крестьянской избы в деревне Репихово. Они купили эту доску у владельца избы (к удивлению и радости последнего) за три рубля и разделили ее пополам. С этой скромной находки и началось собирание коллекций в мамонтовском кружке, а позже - в поленовском музее. В среде художников зарождалось стремление поддержать делом, укрепить народные художественные промыслы. Елена Дмитриевна Поленова, сестра Василия Дмитриевича, в одном из писем сказала об этом так: «Цель наша подхватить еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его». Наиболее успешным из таких начинаний было создание в 1885 году столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве. Инициатива в этом деле принадлежала Елене Дмитриевне и Елизавете Григорьевне Мамонтовой (жена С.И.Мамонтова). Собрание произведений народного искусства служило ценным вспомогательным материалом для художников, работавших в мастерской. В ней изготовляли мебель и резную художественную утварь, то и другое пользовалось большим спросом. Как и во всех делах абрамцевцев, самое живое участие в устройстве столярно-резчицкой и керамической мастерских принял В.Д.Поленов. «Вы были там, в абрамцевском кружке, Василий Дмитриевич, на первом месте. Неутомимая деятельность Ваша, кипучая энергия, тонкий вкус и крупнейший талант Ваш обусловливали успех в любой области...» - писали старейшие члены абрамцевского кружка художнику в день его восьмидесятилетия.
Открывая массивную дубовую дверь в столовую - одну из комнат первого этажа поленовского дома-музея, попадаешь в атмосферу абрамцевского художественного кружка. Интерьер этой небольшой и уютной комнаты, оформленной как музей прикладного искусства и народных ремесел, хранит лучшие черты русского национального стиля. Экспонаты витрин переносят посетителя в эпоху вербных воскресений с непременными базарами, проходившими в Москве на Красной площади, передают, колорит московского Грибного рынка конца прошлого столетия.

Там главным образом они и приобретались. Привлекают внимание детали мебели с резьбой, выполненной в абрамцевской мастерской по рисункам Е.Д.Поленовой, и особенно сделанная по ее эскизу деревянная резная скамья, вызывавшая - уже в наши дни - восхищение посетителей международных выставок в Западном Берлине, Болгарии, Греции. Об увлечении художников росписью керамики и фаянса говорят тарелки и блюда, висящие на стенах столовой. Это преимущественно работы Поленова, Мамонтова, Левицкого, Остроухова, К.Коровина, Левитана, выполненные в майоликовой мастерской С.И.Мамонтова. Особенно трогательны тарелочки сервиза «Двенадцать месяцев года», мастерски исполненные Еленой Дмитриевной Поленовой. Каждому месяцу года соответствует тарелочка с очень характерным пейзажем: отдающие в синеву на закате солнца январские снежные сугробы, апрельское половодье, цветущая сирень в мае, сенокос в июне, поспевающие яблоки на ветвях яблонь в августе, осенние дороги сентября, усыпанные палым листом... Эти работы - одна из вершин творчества талантливой художницы. Ею же выполнена висящая в углу икона Покрова Богородицы, связанная с памятным событием - открытием школы в селе Страхове: этой иконой школа освящалась. Кустарные промыслы тогдашней России представлены в столовой бытовой утварью, предметами домашнего крестьянского обихода, керамической и резной деревянной игрушкой, интересной своей декоративностью. Здесь показаны изделия мастеров Московской, Архангельской, Нижегородской, Вологодской, Костромской, Тульской и Калужской губерний. Характерна керамика гончаров Скопинского уезда Рязанской губернии - узкогорлые и широкогорлые кувшины, графины в виде петуха и фантастического дракона. Немалый интерес представляет восточная коллекция, приобретенная Поленовым на Нижегородской художественно-промышленной выставке 1896 года, в оформлении павильонов которой художник принимал участие. В коллекции - среднеазиатские блюда и пиалы, персидские изразцы, восточная бытовая утварь. Необычная деталь интерьера - повешенные под потолком столовой доски с «барочной» резьбой, распространенной некогда в Верхнем и Среднем Поволжье, особенно в Костромской губернии. Такими досками украшали унжаки - баржи, построенные на реке Унже. Ежегодно караваны соляных барж-унжаков конной тягой поднимались по Оке до Тарусы и выше: все снабжение Калужской губернии солью осуществлялось из Нижнего Новгорода именно так - водным путем. Несколько досок с унжаков Василий Дмитриевич приобрел для своего музея. Ими украшен также карниз примыкающего к музею флигеля. Доски покрыты орнаментом, изображающим речную волну, радугу и силуэт рыбы. Возрождение народных ремесел и кустарных промыслов, коллекционирование Поленовым произведений прикладного искусства заслуживают особого разговора. То и другое имело под собой реальную основу сельского быта и той трудовой атмосферы, которую художник умел создать вокруг себя, и которую отмечали все люди, посещавшие при его жизни дом над Окой. Праздность всегда была чужда этому дому. Вот как оценивал деятельность Поленова один из его друзей профессор Леонид Васильевич Кандауров: «Все Ваше творчество утверждает вполне верную мысль, что в основе этики лежит эстетика. Только тогда зло побеждено, когда человек чувствует его безобразным. Этой стороной Вашей работы Вы становитесь в ряд великих учителей от греков через Гете и Шиллера к нашим дням. Мне хочется отметить и то, что называется демократизмом. Ваш демократизм выражается не в снисхождении к массам, а в глубокой любви к благородству человека без различия рас и сословий. Такой демократизм не дает людям замкнуться в своей среде, делает их лучшими гражданами мира... Я не могу исчерпать всего, что можно сказать о Вас и о Вашей работе, но должен в заключение отметить Вашу трудоспособность и любовь к труду. Вы всегда с большим чувством и любовью произносили слово трудящийся...» Слова эти очень полно очертили образ Поленова-труженика. В ответном письме Л.В.Кандаурову В.Д.Поленов пишет: «Я всегда больше всего любил работу в разных ее видах: и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям, как большим, так и малым, по кусочку этой работы...» Сейчас можно с уверенностью сказать, что трудовые навыки, привитые Поленовым его сыну и дочерям в детстве и полученные ими позже, помогли им сохранить и содержать музей в самые тяжкие времена, которых в его истории было немало.

Вспоминая трудную зиму 1918 года и последующие голодные годы, старшая дочь художника Екатерина Васильевна пишет в своих воспоминаниях: «Музей взят под охрану Отделом народного образования. В Страхове открыли детский сад и клуб для подростков. При клубе - столярную и слесарную мастерские. Организовать и вести все это взялась наша мать. Мы все сделались служащими... Сестры вели в страховском клубе рисование и ритмику, брат заведовал музеем. Брат не работал с нами по театру. Он запрягся в земляную работу, упорно боролся с засухой 20-го и 21-го годов, с каменистой неудобренной пашней. На свои плечи он взял всю тяжесть прокормления нашей большой семьи.
Отец никогда не падал духом в плохие минуты. Кутаясь в свой меховой пиджак, он вылавливал кусочки конины из жидких щей и, ободряя мать, говорил: «Превосходно, напоминает дичь»; чай из веточек черной смородины напоминал ему весну... Весна давила своими работами, потерянные силы не возвращались. Садясь рисовать эскизы декораций, я видела в окно сквозь редкие стволы берез отца с лопатой, копающего гряды, и мать, согнутую, с пакетиками семян и огородными инструментами. Дальше на пашне - брата за плугом, одиноко взрыхляющего каменистую землю». И еще: «...Я заканчиваю рассказ о том, как отразилось в нашей жизни изумительное время первых лет революции. Всплеск культурной волны выбросил на гребень яркие дарования. На нашу долю выпала радостная задача подхватить этот взлет и полностью влиться в творческую работу революционной молодежи, окружавшей музей-усадьбу нашего отца».
Дочери художника были постоянно увлечены очередными постановками созданного в соседнем Страхове народного театра, изготовлением театрального реквизита, шитьем костюмов, репетициями, проходившими в построенной их отцом страховской школе и в самом музее.
За окном столовой виден жилой флигель, в котором последние годы жил Василий Дмитриевич Поленов. В этом флигеле он и скончался. Флигель смотрит на хозяйственный двор усадьбы, со всех сторон ограниченный постройками - конюшня, каретный сарай, деревянный сенной сарай, погреб под черепичной кровлей.
Единственным и самым надежным транспортом того времени, единственным средством сообщения с внешним миром, кроме окских пароходов, были, конечно, лошади. Они же были и единственной «механизацией» полевых работ; встречались заметные, выдающиеся, такие как запомнившийся всем вороной Анчар, ходивший коренником в упряжи тройки, были и скромные рабочие лошади, лошади-подвижники, вроде Жданчика и Красивца. Двум последним, кстати, обязаны своим существованием обитатели дома над Окой во времена голода и разрухи.
Сегодняшний день музея, многолетний опыт его работы, его столетняя история не только дают возможность, но и обязывают подвести некоторые итоги, призывают к сосредоточенному взгляду в прошлое. После свершения Великой Октябрьской революции, после первого правительственного постановления о взятии музея под охрану государства со всей остротой возник вопрос: как сохранить музей в условиях бездорожья, голода, разрухи, удаленности, в условиях самой что ни на есть глухой провинции, к которой очень подходило понятие медвежьего угла. Посетителей музея, работавшего на общественных началах, набиралось в год не больше двухсот - исключительно в летние месяцы. Зимой наступала полная тишина, тревожимая лишь скрипом синиц, звоном снегириных стаек, стуком дятла, а по ночам - привычным волчьим воем в Страховском лесу за Скнижкой. Почта из Москвы приходила на четвертые-пятые сутки, и это не казалось медленным. В окрестных лесах водились барсуки и рыси, а за рекой, на Митинском озере осенью останавливались перелетные лебеди. Во время половодья разливом Оки, Скнижки, маленькой лесной речушки Макавки и разбушевавшимися полевыми оврагами холм в Борке оказывался отрезанным от всей округи - жили как на острове. Не лучше бывало и в осеннюю распутицу. Нужны были незаурядное мужество, самоотверженность, трудолюбие, граничившее с подвигом, сознание своей ответственности перед будущим, чтобы решиться навсегда связать себя с Борком, посвятив ему всю оставшуюся жизнь. Семья художника, наследовавшая его коллекции, решилась на это без колебаний. Как без колебаний в сложнейших условиях, преодолевая косность, непонимание и даже враждебность чиновников от искусства, вступила в нелегкую и временами опасную борьбу за спасение музея: он был ликвидирован в десятидневный срок документом, бюрократически подписанным в весьма крупной инстанции, ведавшей культурным строительством. Многолетняя борьба за сохранение музея получила широкую поддержку общественности и увенчалась успехом. Сперва - частичным. Позже - полным. И никогда, даже в самые тяжелые времена кажущейся безнадежности, не переводились цветы в доме. И в самые жестокие морозы цветут они до сих пор - зимние кливии, кактусы и темно-красные амариллисы. Этот цветок, расцветающий, как правило, в декабре, перед новым годом, Василий Дмитриевич шутливо называл «декабристом». Ежегодное цветение «декабриста», совпадающее с днями зимнего солнцеворота, воспринималось как призыв к свету, приветствие нарастанию дня. Приветствие приближающейся весне и грядущему лету с его заботами. следующая страница...


   Реклама:
   »  Программа Владимир-Боголюбово-Суздаль относится к стандартным турам на майские праздники из Москвы

  "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru