на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Поленово:

Открытые окна
Сто лет назад
Жизнь для народа
Рыцарь красоты
На дорогах времени
Сегодняшнему дню
Взгляд с высоты

   



Поленово - музей-усадьба Василия Поленова

7. Взгляд с высоты

День 14 октября 1986 года долго не забудется. Впервые в распоряжение музея был выделен вертолет для фотосъемки с воздуха. Время лимитировалось только запасом горючего. Вертолет сделал три круга над пустынной, по-осеннему тихой усадьбой, прошел над столетними соснами бывшего Борка и приземлился на заливном лугу у подножия поленовского холма... По мере снижения вертолета все крупнее и масштабнее становились музей, мастерская, усадебные постройки, занимая свои привычные земные места. Приближались, становились не только зримыми, но и ощутимыми знакомые приметы усадьбы. Наплывом, будто из прошлого, возникали детали. Вертолет помогал памяти, как помогают ей приблизиться к давним временам старые фотографии.
Постепенно теряя высоту, вертолет делает первый круг над музеем. Приближаются каменные столбы въездных ворот, калитка в каменной ограде у южной террасы музея, у которой Василий Дмитриевич в самом начале девятисотых годов сфотографирован с двумя маленькими дочерьми - Ольгой и Натальей. Та же калитка, даже черепичная кровля двухскатного покрытия осталась та же самая. Только крохотный саженец веймутовой сосны справа от калитки превратился в могучее дерево - вровень с коньком кровли самого трехэтажного здания.
Западная терраса музея - обычное место многолюдных чаепитий из самовара по торжественным дням, когда будничная жизнь музея прерывалась заметными событиями, знаменовалась юбилейными датами. Обычным было окружение творческой молодежи, общество которой Василий Дмитриевич всегда предпочитал любому другому. Бережно заботиться о росте нового, активно помогая ему, и находить в этом моральное удовлетворение - стиль поведения В.Д.Поленова, ставший к старости чертой его характера.
Крыльцо главного входа, не изменившееся с давних времен. Оно верой и правдой служит своему назначению - встречать гостей и пропускать их в музей. Изменились только масштабы. Если раньше ежегодно через него проходили десятки, то теперь проходят десятки тысяч человек. Расчет и замысел Поленова были точными. Многое изменилось в облике родной земли (это особенно хорошо видно с вертолета), многое изжило себя, многому суждена была недолгая жизнь и незаметная судьба. Изменились люди, изменились приметы эпохи и лицо новых поколений. Дело жизни Поленова - созданный им музей, сохранив полностью мемориальный облик, не устарел.
Своей уникальной судьбой музей обязан людям. В первую очередь тем, кому посвящена эта книга. Их мужеству, граничившему с подвигом, упорному труду десятилетий и чувству высокой ответственности перед Россией. Эти качества помогали людям на их далеко не всегда легком и гладком пути по сохранению национального достояния - бесценного наследия культуры прошлого. Здесь несомненна и первостепенна роль первого директора музея Дмитрия Васильевича Поленова. Вернувшись с фронта первой мировой войны, он посвятил всю оставшуюся жизнь делу, завещанному ему отцом.
У каждого времени свои приметы и свои особенности. Но долина Оки, очаровавшая художника и помогавшая ему в осуществлении его замыслов, по-прежнему прекрасна. Сейчас, на втором круге полета, дом хорошо виден со стороны реки.
Оку в ее верхнем течении всегда питали многочисленные родники. Во многом река была обязана именно родникам своей красотой, притягательной силой, полноводной мощью. Родники питают «самую русскую из всех русских рек», по словам Пришвина, чистейшей водой, прошедшей толщу окских известняков. Судьбы молодых людей, приникших к этой воде - они изображены на одной из старых фотографий, помещенных в альбоме,- сложились по-разному, но объединял их дом над Окой, поленовский музей, продолжающий объединять молодежь и поныне.
Вертолет совершает третий круг, фотографу надо снять столетний сосновый бор, высаженный в конце прошлого и выросший в нынешнем веке. Снова проплывают внизу каменная ограда, опоясавшая поленовский холм, музей, Аббатство, Адмиралтейство, вершины берез и дубов парка. А в отдалении - «серебряная скорлупка» беховской церкви. И множество тропинок и дорожек, сходящихся к музею. Он - их средоточие не только в пространстве. И во времени - тоже.
Наконец вертолет завис над западной просекой на одном уровне с домом, и показалось, что небесный посланец конца XX столетия почтительно салютует дому, построенному в те времена, когда люди еще не умели летать на аппаратах тяжелее воздуха и не знали слова «автомобиль». Все объяснялось просто: необходим был снимок как раз с этой высоты. Но воспринималось это именно как приветствие. на первую страницу...

Фёдор Поленов, внук художника В.Д.Поленова


   Реклама:
   » 

  "Живопись Поленова, явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом тусклом фоне тогдашней живописи. Его этюды - палестинские и египетские - радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже этого одного было достаточно, чтобы зажечь художественную молодежь. (Головин А.Я.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru