на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

В русском искусстве второй половины XIX века немало художников, масштаб личности и творчества которых определяется уже по одному произведению. Достаточно вспомнить репинский «Крестный ход», «Богатырей» Васнецова, Левитановский «Март», «Боярыню Морозову» Сурикова. В творчестве Василия Дмитриевича Поленова, принадлежавшего к этой блестящей плеяде мастеров, такое произведение выделить трудно. Он вошел в историю русской живописи своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом «поэта в живописи», открывшего интимный мир старинной русской усадьбы и прелесть обыденной жизни людей, живущих в согласии с окружающей природой, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочное величие Востока. В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы, способной воплотить все замыслы автора, его впечатления, настроения, Поленов открыл для русской живописи пленэризм, заговорив на завораживающем своей чистотой и богатством языке.
Поленов выделялся среди русских художников редкостной разносторонностью творчества. Исторический живописец и пейзажист, автор картин на бытовые сюжеты, график, он был еще и театральным декоратором, и незаурядным архитектором, обладал талантом музыканта и композитора, с успехом пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера. Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большому мастеру живописи, и тем самым способствовал возникновению нового типа универсального художника, в будущем - центральной фигуры эпохи модерна. Не случайно сам Поленов одним из первых среди художников своего поколения вышел к новой стилистике искусства конца XIX - начала XX века.

Вся разносторонняя деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества, что сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства того времени, прежде всего с движением Товарищества передвижников. Но войдя в Товарищество в конце 1870-х годов и будучи затем многие годы его активным участником, он занимал в нем позиции, отличные от основного направления передвижничества.
Поленов иначе понимал саму идею общественного служения, объединявшую членов содружества. Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в том, чтобы искусство несло радость и красоту. Его слова из письма Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего его к работе.
Понимание Поленовым целей и задач искусства удивительно перекликалось с высказанной Валентином Серовым приблизительно в это же время идеей о необходимости «отрадного» в искусстве, идеей, ставшей своеобразным манифестом младшего поколения художников 1880-1890-х годов, утверждавших «отрадное», радость и как содержание искусства, и как основу творческого процесса. Недаром Поленов, талантливый педагог, учитель Константина Коровина, Исаака Левитана, Александра Головина, Леонида Пастернака и многих других, теснейшим образом связал свою жизнь с молодыми художниками. Именно в нем начинающие живописцы видели своего единомышленника, в его произведениях находили отклик своим художественным исканиям. «Я уверен, - писал Левитан своему учителю в 1886 году, - что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас».
Таким образом, определяя место Поленова в истории русского искусства, нельзя ограничиться одним его художественным творчеством. Необходимо принять во внимание его общественную и педагогическую деятельность, а также раскрыть значение самой личности художника. «Он был единственный, в полном и лучшем, не одиозном смысле слова, джентльмен-европеец и аристократ», - писал его ученик Леонид Пастернак. Широко и разносторонне образованный, мягкий и интеллигентный, Поленов как бы менял само представление о художнике, заставляя видеть в нем не только артистическую натуру, но человека «большого и красивого ума», убежденного в способности искусства преобразовать мир по законам красоты.

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности - к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей. В молодости она была знакома с Карлом Брюлловым и Федором Бруни, училась живописи у одного из брюлловских учеников.
В семье свято чтились традиции Академии художеств. С увлекательными рассказами близкого друга семьи Федора Чижова, жившего в Риме в одном доме с Александром Ивановым и постоянно бывавшего в его мастерской, в семью Поленовых вошло имя великого художника, творца «Явления Христа народу». Вскоре, в 1858 году произошла первая встреча с картиной Иванова, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Дмитрий Васильевич писал в это время Чижову: «Маша с детьми часто ходит в Академию единственно для картины Иванова, и дети, то есть старшие, замечают и судят порядочно. Понимают и восхищаются».

До середины 1850-х годов семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки мальчика изобразить все увиденное и поразившее его воображение. В 1855 году отец будущего художника получил по семейному разделу землю в Имоченцах Олонецкого края и построил на высоком берегу реки Оять, окаймленной лесами, поместительный дом. Поленовы жили в Имоченцах среди первозданной северной природы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались для художника, по его словам, самыми дорогими. «С ее чудных берегов (реки Ояти), - писал Поленов, - я вынес огромный запас художественных, физических и духовных сил. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор». Здесь мальчик впервые познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством. С Имоченцами связаны первые дошедшие до нас пейзажные работы художника и этюды, отразившие незамысловатый крестьянский быт – «Окулова гора» (1860-е), «Холмы. Имочеицы» (1861), «Закат. Имоченцы» (1869), «Северная изба» (1870), «Внутренность избы» (1871) и другие. Насколько сильны были детские впечатления, связанные с жизнью в Имоченцах, свидетельствует одна из работ Поленова, написанная там в 1873 году – «Имоченцы со стороны огородов».
В самом мотиве, избранном художником, очень много от того детского восприятия, которое связано с «событиями» заднего двора: большие, сказочно разросшиеся овощи чуть ли не больше фигур людей, работающих на огороде; теплотой и домашним уютом веет от залитой солнцем усадьбы, от размеренности ее повседневной жизни. Не случайно, наверное, собственный дом Поленова, построенный им в начале 1880-х годов на реке Оке, в плане будет напоминать дом в Имоченцах.

следующая страница...


  "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru