на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

В русском искусстве второй половины XIX века немало художников, масштаб личности и творчества которых определяется уже по одному произведению. Достаточно вспомнить репинский «Крестный ход», «Богатырей» Васнецова, Левитановский «Март», «Боярыню Морозову» Сурикова. В творчестве Василия Дмитриевича Поленова, принадлежавшего к этой блестящей плеяде мастеров, такое произведение выделить трудно. Он вошел в историю русской живописи своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом «поэта в живописи», открывшего интимный мир старинной русской усадьбы и прелесть обыденной жизни людей, живущих в согласии с окружающей природой, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочное величие Востока. В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы, способной воплотить все замыслы автора, его впечатления, настроения, Поленов открыл для русской живописи пленэризм, заговорив на завораживающем своей чистотой и богатством языке.
Поленов выделялся среди русских художников редкостной разносторонностью творчества. Исторический живописец и пейзажист, автор картин на бытовые сюжеты, график, он был еще и театральным декоратором, и незаурядным архитектором, обладал талантом музыканта и композитора, с успехом пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера. Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большому мастеру живописи, и тем самым способствовал возникновению нового типа универсального художника, в будущем - центральной фигуры эпохи модерна. Не случайно сам Поленов одним из первых среди художников своего поколения вышел к новой стилистике искусства конца XIX - начала XX века.

Вся разносторонняя деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества, что сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства того времени, прежде всего с движением Товарищества передвижников. Но войдя в Товарищество в конце 1870-х годов и будучи затем многие годы его активным участником, он занимал в нем позиции, отличные от основного направления передвижничества.
Поленов иначе понимал саму идею общественного служения, объединявшую членов содружества. Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в том, чтобы искусство несло радость и красоту. Его слова из письма Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего его к работе.
Понимание Поленовым целей и задач искусства удивительно перекликалось с высказанной Валентином Серовым приблизительно в это же время идеей о необходимости «отрадного» в искусстве, идеей, ставшей своеобразным манифестом младшего поколения художников 1880-1890-х годов, утверждавших «отрадное», радость и как содержание искусства, и как основу творческого процесса. Недаром Поленов, талантливый педагог, учитель Константина Коровина, Исаака Левитана, Александра Головина, Леонида Пастернака и многих других, теснейшим образом связал свою жизнь с молодыми художниками. Именно в нем начинающие живописцы видели своего единомышленника, в его произведениях находили отклик своим художественным исканиям. «Я уверен, - писал Левитан своему учителю в 1886 году, - что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас».
Таким образом, определяя место Поленова в истории русского искусства, нельзя ограничиться одним его художественным творчеством. Необходимо принять во внимание его общественную и педагогическую деятельность, а также раскрыть значение самой личности художника. «Он был единственный, в полном и лучшем, не одиозном смысле слова, джентльмен-европеец и аристократ», - писал его ученик Леонид Пастернак. Широко и разносторонне образованный, мягкий и интеллигентный, Поленов как бы менял само представление о художнике, заставляя видеть в нем не только артистическую натуру, но человека «большого и красивого ума», убежденного в способности искусства преобразовать мир по законам красоты.

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности - к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей. В молодости она была знакома с Карлом Брюлловым и Федором Бруни, училась живописи у одного из брюлловских учеников.
В семье свято чтились традиции Академии художеств. С увлекательными рассказами близкого друга семьи Федора Чижова, жившего в Риме в одном доме с Александром Ивановым и постоянно бывавшего в его мастерской, в семью Поленовых вошло имя великого художника, творца «Явления Христа народу». Вскоре, в 1858 году произошла первая встреча с картиной Иванова, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Дмитрий Васильевич писал в это время Чижову: «Маша с детьми часто ходит в Академию единственно для картины Иванова, и дети, то есть старшие, замечают и судят порядочно. Понимают и восхищаются».

До середины 1850-х годов семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки мальчика изобразить все увиденное и поразившее его воображение. В 1855 году отец будущего художника получил по семейному разделу землю в Имоченцах Олонецкого края и построил на высоком берегу реки Оять, окаймленной лесами, поместительный дом. Поленовы жили в Имоченцах среди первозданной северной природы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались для художника, по его словам, самыми дорогими. «С ее чудных берегов (реки Ояти), - писал Поленов, - я вынес огромный запас художественных, физических и духовных сил. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор». Здесь мальчик впервые познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством. С Имоченцами связаны первые дошедшие до нас пейзажные работы художника и этюды, отразившие незамысловатый крестьянский быт – «Окулова гора» (1860-е), «Холмы. Имочеицы» (1861), «Закат. Имоченцы» (1869), «Северная изба» (1870), «Внутренность избы» (1871) и другие. Насколько сильны были детские впечатления, связанные с жизнью в Имоченцах, свидетельствует одна из работ Поленова, написанная там в 1873 году – «Имоченцы со стороны огородов».
В самом мотиве, избранном художником, очень много от того детского восприятия, которое связано с «событиями» заднего двора: большие, сказочно разросшиеся овощи чуть ли не больше фигур людей, работающих на огороде; теплотой и домашним уютом веет от залитой солнцем усадьбы, от размеренности ее повседневной жизни. Не случайно, наверное, собственный дом Поленова, построенный им в начале 1880-х годов на реке Оке, в плане будет напоминать дом в Имоченцах.

следующая страница...


   Реклама:
   »  Дешовый песок в больших объемах, песок карьерный для обратной засыпки и пескогрунт. - реклама;
   »  Бюро переводов иностранных текстов zakazperevodov.ru - перевод текстов в Москве

  "Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сплотилось именно на этом принципе. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru