на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

Первые выступления Поленова на выставках Товарищества принесли ему широкую известность. При всей необычности настроения поленовских пейзажей и новизне их живописи, они были приняты участниками Товарищества, как «свои». Покоряли они своей глубиной, человечностью, тем вниманием к миру души человека, которое явилось основой для блестящего расцвета передвижнического портрета, покоряли своей поэтической правдой. «Поленов - молодец», - писал строгий критик и непредвзятый судья Крамской Репину, когда «Бабушкин сад» занял свое место на VII Передвижной выставке. В одном из писем Поленову в это время Крамской говорил о необходимости обновления художественных сил Товарищества.
И хотя речь в письме шла о молодых художниках, пополнивших ряды передвижников, «обновление» понималось Крамским значительно шире. Новому поколению художников был близок и призыв Крамского «двинуться к свету, краскам и воздуху», и его утверждение, что «настала пора и для русских художников, начать писать действительно». Уже в конце 1870-х годов «обновление» проявилось в целом ряде «фактов» художественной жизни. В то время, когда Поленов написал «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и другие работы, появились первые полотна Васнецова на былинно-сказочные темы, «Царевна Софья» Репина и его лирические пейзажи, написанные в Абрамцеве; над своими первыми историческими полотнами работал Суриков. Новое поколение передвижников, пришедшее в Товарищество во второй половине семидесятых годов XIX века, привнесшее в искусство свое миропонимание, свою поэтику и взгляды на задачи живописи, набирало силу.
В Москве существенным фактором для Поленова в поисках «самого себя» стала семья Мамонтова и группировавшееся вокруг него сообщество художников, певцов, музыкантов, просто людей чутких и восприимчивых к искусству. В свободной артистической «игровой» атмосфере, царившей у Мамонтовых, сочетались праздничность, свобода от повседневных бытовых и профессиональных забот и серьезные занятия историей, археологией, изучение народного и древнерусского искусства, размышления над художественно-профессиональными вопросами и общественными проблемами своего времени. Если мамонтовские собрания, музыкальные и драматические вечера давали Поленову духовную пищу, то в Абрамцеве с его лесами, перелесками, небольшой извилистой речушкой он находил близкую ему своей скромной красотой природу.
Абрамцевская усадьба и ее окрестности многочисленными мотивами вошли в десятки этюдов и пейзажей, написанных здесь художником – «Березовая аллея в парке» (1880), «Абрамцево. Речка Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве» (1882). В них та же умиротворенность, та же память о старом патриархальном быте, которую пробуждала в художнике бывшая аксаковская усадьба, что и в его картинах «Московский дворик», «Бабушкин сад». Но в абрамцевских пейзажах проявляются и новые интимно-лирические связи художника и природы, раскрывающиеся уже без «посредничества» персонажей картины. Люди из поленовских картин постепенно исчезают, но сохраняется высокий духовный строй пейзажа, его эмоциональное звучание. Работы Поленова - это, в сущности, изображение любимых и родных, «до боли знакомых» мест, с которыми связано то или иное настроение автора.
Художественная атмосфера, царившая в Абрамцеве, побуждала к свободному выражению личности, давала простор для поисков нового, для экспериментаторства. Влияние этой атмосферы сказывалось на самых разных сторонах творчества членов содружества. Наиболее важен и для деятельности абрамцевского содружества в целом и для творческой эволюции Поленова его вклад в два начинания кружка - домашний театр и строительство Абрамцевской церкви. Театральная деятельность кружка возникла, как и всё здесь, как бы сама собой - из чтений, организованных Мстиславом Праховым, когда по ролям, заранее розданным, читали в доме Мамонтовых произведения русских и западных драматургов, и из постановок живых картин. Сохранился эскиз декорации Поленова – «Атриум» к первому спектаклю кружка, поставленному по пьесе Аполлона Майкова «Дел мира». Эскизу свойственна легкость, изысканность.
Благодаря прозрачности и мягкости тончайшего красочного слоя акварели, верности найденным цветовым отношениям, в нем передано ощущение прозрачного воздуха, солнца и близости моря. «Атриум» словно погружен в световоздушную среду. Декорация Поленова разительно отличалась от всего того, что существовало на профессиональной сцепе в I860-1870-е годы. «Атриум» выделялся не только своей живописностью, но главное - сочетанием точности в воспроизведении парадных покоев римского патрицианского дома с большой степенью обобщения и условности, продиктованной театральной спецификой. В «Атриуме» Поленова-художника присутствовал тот же дух героизированной античности, который создавал на сцене Поленов-актер (он играл в этом спектакле главную роль Деция, воплощавшего добродетели языческого Рима) и Поленов-композитор, написавший музыку к спектаклю. Таким образом, на любительской сцене возникало стилистическое единство спектакля.
Актерское чувство сценического пространства (пространства маленькой сцены) побудило Поленова перейти к упрощенному методу постановки - он отказался от павильона с рисованными кулисами и сложных перестановок, вводя однотонные театральные сукна, обрамляющие основной мотив декорации, изображенной на заднем холсте. Так выработался «принцип единой картины», который позволил художнику использовать в оформлении сцены мастерство живописца, подчинив при этом живопись сценическим законам. Она приобрела эмоциональную приподнятость и обобщенность. Умело варьируя, стилистически заостряя различные архитектурные формы, в эскизах декораций Поленов создал выразительные сценические образы. Он передал характер мрачного средневекового лиссабонского госпиталя, используя декоративные возможности простых и лаконичных форм сводчатых перекрытий в эскизе «Госпиталь к Камоэнсу» Василия Жуковского (1882), выявил экспрессию египетской архитектуры в эскизе «Темница к Иосифу» Саввы Мамонтова (1880). Мастер лирических реалистических картин природы, в декорациях он создал особый романтический пейзаж, который своей экспрессивностью и декоративностью предвосхищал пейзажное искусство следующего поколения художников.

Наибольшим достижением Поленова в театрально-декорационном искусстве в период домашних постановок было оформление «Алой розы» Саввы Мамонтова (1883). Не склонный к восторженности Виктор Васнецов вспоминал позже: «Его декорации к «Алой розе» - гениальные декорации, говорю это смело при таких свидетелях, как, например, Репин. Надо быть волшебником, чтобы перенести нас в эти сказочные сады и дворцы». В эскизе «Лестница к замку» Поленов написал ночной пейзаж с освещенной лунным светом лестницей, резкими изгибами уходящей вверх к башням волшебного замка. Для передачи лунного освещения он нашел точные цветовые и светотеневые отношения в пейзаже, обобщив свет и рефлексы, усилив насыщенность света и контрасты. Соотношение архитектурных объемов и масс деревьев, распределение темных и светлых пятен создают ощущение целостности и гармонии.
В то же время динамически противостоящие друг другу объемы, замкнутость построения всей композиции, сочетание резко контрастирующих светотеневых пятен лестницы и окружающих цветов и деревьев, светоносного замка и темных изломанных силуэтов кипарисов вызывает тревожное чувство причастности этого великолепного пейзажа жизни колдовской, фантасмагорической.

следующая страница...


  "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru