Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова
Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами (одна из которых, Елена, впоследствии тоже станет известной художницей) в Олыпанку Тамбовской губернии, имение бабушки Воейковой. Вера Николаевна Воейкова - дочь известного архитектора Николая Львова, воспитывавшаяся после смерти родителей в доме Гавриила Державина, - хорошо знала русскую историю. По воспоминаниям, она наизусть цитировала главы из «Истории государства Российского» Карамзина, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины.
Впечатления от имения в Ольшанке, воспоминания об его обитателях позже нашли отражение в творчестве художника, органично вписались в художественную ткань его произведений. В петербургском доме Поленовых бывали художники, профессора университета, музыканты, ученые, здесь царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой рано приобщился мальчик. Таким образом, через свою семью, воспитание Поленов глубочайшим образом был связан с русской дворянской культурой и, прежде всего, культурой сороковых годов XIX века - эпохой романтизма и «идеализма». Впоследствии он неоднократно говорил о любви к «людям сороковых годов» и особой близости к тому времени.
Одной из особенностей русской культуры был специфически дворянский дилетантизм. Достаточно вспомнить рисунки и стихи в семейных альбомах, домашние спектакли и постановки живых картин, музыкальные вечера, ставшие сегодня предметом изучения как важная составная часть культуры, чтобы ощутить ту художественную атмосферу, которой определялась жизнь потомственных дворянских семей в России. С увлечением занимались различными науками и искусствами и члены семьи Поленовых. Занятия эти были в достаточной степени серьезными, хотя и носили любительский характер. Впоследствии этот дилетантизм осложнил для Поленова выбор жизненного пути, но он же дал ему и ту широту художественного образования, которая стала основой его разносторонней творческой деятельности.
В 1860-е годы Поленов учился одновременно в Петербургском университете и в Академии художеств. Занятия в двух серьезных учебных заведениях не оставляли ему времени по-настоящему погрузиться в студенческую жизнь, но небывалый общественный подъем первого пореформенного десятилетия, нашедший отражение в академическом «Бунте четырнадцати» и в студенческих волнениях в университете, не мог не затронуть правнука «первого русского эмансипатора». Впечатлительный юноша воспринял просветительские идеи демократов-шестидесятников и остался верен этим убеждениям на всю жизнь, хотя в его собственном творчестве они приобрели своеобразный характер эстетического миссионерства.
В 1869 году Поленов получил малую золотую медаль за программу «Иов и его друзья» и право конкурировать па большие золотые медали. Заданную для конкурса тему «Воскрешение дочери Иаира» он готовил вместе с Репиным. Решая каждый по-своему поставленную перед ними задачу, оба художника стремились придать изображению возвышенный характер, создать произведение высокого стиля и оба получили большую золотую медаль за свои программы и право на заграничную пенсионерскую поездку. Тогда же, в 1871 году Поленов закончил университет, сдав выпускные экзамены и представив диссертацию, разработанную вдумчиво и обстоятельно.
Ее тема - О значении искусства в его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент - была связана как с личным знакомством автора с народными промыслами, так и с идейным движением эпохи - тяготением к народному и национальному в искусстве, народническим стремлением поддержать и преобразовать строй русской крестьянской жизни.
Пенсионерский период (1872-1876) сыграл в творческом развитии Поленова очень важную роль. Он интенсивно учился, посещал многочисленные коллекции, галереи, музеи, как губка впитывал достижения западной живописи. Довольно широк и разнообразен круг художников-современников, творчество которых привлекало особенное внимание Поленова. В Германии это - представители академически-романтической исторической живописи, прежде всего Карл Пилоти, в мастерской которого побывал Поленов. Одновременно Поленов увлекался творчеством Габриэля Макса, Арнольда Бёклина, Ганса Макарта, предвосхитивших неоромантизм модерна.
«Макарт, - писал Поленов, - это необузданный фантазист, который в своих картинах достигает чего-то музыкального, в его живописи слышится страстная мелодия с роскошной и причудливой гармонизацией». В работах Бёклина его привлекло прежде всего то, что «пейзаж у него тесно связан с человеком, в нем находящимся, так что все вместе составляет общее целое, выражающее всегда какое-либо душевное состояние». Наряду с этим он отмечал и психологически-выразительные портреты Ленбаха, и религиозно-мистические картины Макса. Мюнхенских живописцев Поленов относил к «субъективным колористам» и противопоставлял им «объективных колористов» романской школы, родоначальником которой он считал
Паоло Веронезе, единственного художника-классика, которого он ставил на недосягаемую высоту.
Во Франции близким Поленову своим колористическим даром оказался Анри Реньо, его восхищали барбизонцы, Камиль Коро. Об этом свидетельствует созданная по памяти в Париже картина Ливень (1874) - в основу ее был положен написанный в 1867 году в Имоченцах этюд «Переправа через реку Оять. С мельницы», - решенная в единой серебристо-серой колористической гамме, заставляющей вспомнить пейзажистов барбизонской школы. Пенсионерство
Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Живопись нового направления не произвела на Поленова глубокого впечатления, хотя наблюдения над исканиями импрессионистов, возможно, явились дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. В Париже под впечатлением исканий новой французской школы, посещений разнообразных выставок, галерей, мастерских художников Поленов особенно остро осознал свою «слабость в технике», неумелость и неопытность «в передаче своей мысли и своего чувства».
Это ощущение охватывало здесь не одного Поленова. Многие русские живописцы, попав в центр художественной жизни, каким был в то время Париж, испытывали острую потребность «начать все с начала», с азов изучать технику живописи. Первоочередной задачей для них стало освоение живописи на открытом воздухе. Для Поленова с его склонностью к пейзажному жанру работа на натуре, попытка проникновения в непосредственную жизнь природы, имела особенное значение. По совету Боголюбова, вокруг которого сложилась группа русских художников, активно работающих на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции, в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль.
Поленов жил в одном домике с Репиным с июля по сентябрь 1874 года и за полтора месяца написал массу превосходных пейзажей и этюдов. Среди них — «Белая лошадка. Нормандия», «Старые ворота. Вёль», несколько «Отливов», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия». Решением сложных живописных задач, стремлением передать единство цвета предметов, их форму при ярком солнечном освещении выделяется этюд «Белая лошадка. Нормандия». Художник нашел точные тоновые отношения голубоватых, зеленовато-оливковых, розовых цветов, гармонично распределяя их на холсте.
И хотя Поленов ставил перед собой задачу чисто формального характера, этюд полон поэзии, горячего чувства красоты и радости жизни, что превращает его из «штудии» в полноценное произведение искусства.
следующая страница...
|