на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

Творчество Поленова пенсионерского периода так же разнообразно и противоречиво, как и круг испытанных им влияний. В нем можно выделить два основных направления. Одно связано с исторической живописью (как исторический живописец Поленов к концу пенсионерской командировки должен был представить в качестве отчета картину на исторический сюжет). Другое - с пейзажной живописью, живописью, так сказать, «для себя». И если включение исторического романтизма, имеющего чисто «западный» характер, в национальное искусство было для Поленова делом будущего, то творческая переработка впечатлений от пленэрной живописи и импрессионистов присутствовала уже в ранних пенсионерских работах. Недаром во Франции Поленов по-настоящему ощутил себя пейзажистом. В конце пенсионерской поездки, хлопоча о досрочном возвращении в Россию и подводя итоги заграничному житью, он написал родным: «Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях, а главное в том, что все, что до сих пор я делал, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».
В заграничной поездке Поленов не только расширил свои познания живописца. Здесь он приобрел друзей, связи с которыми он сохранил на всю свою жизнь. В Париже Поленов и Репин были частыми посетителями артистического круга Алексея Боголюбова, объединившего русских художников, живших за границей. В доме Боголюбова собирались в условленные дни для занятий офортом, керамикой, устраивали вечера с чтениями, постановками живых картин, музыкой, в которых Поленов принимал самое деятельное участие. На вечерах Боголюбова частым гостем бывал Тургенев, которого с хозяином связывали близкие дружеские отношения. Знакомство с Тургеневым имело большое значение для Поленова. Писатель заметно выделял художника, следил за его творчеством, бывал в мастерской. Тургенев ввел Поленова в салон известной певицы Полины Виардо, где собирались видные литераторы, музыканты, общественные деятели.
Но особенно большую роль в жизни Поленова сыграла зародившаяся в Италии дружба с Саввой Ивановичем Мамонтовым, крупным промышленником и страстным любителем искусства, сумевшим впоследствии внести крупный вклад в его развитие в России, и будущими членами Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка. Живой, остроумный, «хорошо чувствующий талантливых людей» и сам разносторонне одаренный, Мамонтов и его жена Елизавета Григорьевна, также наделенная чуткой восприимчивой к искусству душой и редкостным добросердечием, составляли в Италии центр своеобразного артистического кружка. В него входили скульптор Марк Антокольский, историк искусства и художественный критик Адриан Прахов, композитор Михаил Иванов, позже к сообществу присоединился Репин и другие. Беззаботное времяпрепровождение с постановками спектаклей и участием в римском карнавале чередовалось с поездками к древним руинам, изучением архитектурных памятников античности, беседами об искусстве, его роли в жизни общества, назначении художника. Особенно бурные споры велись вокруг проблем «искусство для искусства», свободы творчества и выбора сюжетов.
В Италии у Поленова, Репина, Антокольского возникло желание переехать после окончания пенсионерской командировки в Москву. Оно было горячо поддержано Мамонтовым, задумавшим организацию своеобразного художественного центра. Подмосковное имение Мамонтовых Абрамцево, купленное незадолго до того времени, стало мыслиться местом обитания будущей художественной колонии. Поленов впервые попал в Абрамцево в 1873 году в перерыве пенсионерской поездки. Здесь ему все было по сердцу: старинная дворянская усадьба, где до конца 1850-х годов жил писатель Сергей Аксаков, бывали Гоголь, Тургенев, Хомяков, уютные уголки парка, разнообразная природа окрестностей, гостеприимные хозяева, понимающие искусство, удобная мастерская для художников, построенная в усадьбе, - все обещало здесь благоприятные условия для творчества.
В эту осень в Абрамцеве художник близко сошелся с гостившим здесь профессором Дерптского университета, филологом, лингвистом и переводчиком Мстиславом Праховым, старшим братом историка искусства Адриана Прахова. Беседы с Праховым, поклонником Шеллинга и «идеализма сороковых годов», ощущавшем себя «не ко времени» в эпоху позитивизма 1860-1870-х годов, были очень важны для Поленова. Они поддерживали романтическую направленность умонастроения художника. «М.В.Прахов, - позже писал Поленов, - сделался почти без ведома для себя основателем нашего единения, положив первый камень художественному зданию.., он в своем наивном идеализме имел мужество пойти против течения и тихо, но твердо выставить эстетическую потребность человека как одно из самых необходимых начал человеческого существования».
За годы пенсионерства Поленов особенно сблизился с Репиным, писавшим Крамскому о своем друге: «Малый он чудесный (...) мы, что называется, душу отводим. Товарищ он хороший. Мы мечтаем о будущей деятельности па родной почве». В 1876 году в Париж вместе с Иваном Крамским приехал вышедший из Академии Виктор Васнецов. Поленов предоставил Васнецову возможность работать в его мастерской, где и родился васнецовский эскиз к будущим «Богатырям». Немногим более года спустя все трое художников - Репин, Поленов и Васнецов будут неразлучны в своих путешествиях по Москве.
Хотя Поленов уже в 1876 году писал, что избирает «пейзажный бытовой жанр», путь к нему был отнюдь не простым. Во всяком случае, во второй половине 1870-х годов в творчестве художника наметилось несколько линий, которые, однако, так и не получили развития.
Летом 1876 года он отдыхал после заграничной командировки в Имоченцах. Здесь он написал портрет местного сказителя былин Никиты Богданова. Психологически точно разработанный образ «человека из народа» по своему внутреннему строю родствен портретным типам крестьян Крамского. Близость Поленова к передвижнической традиции ощутима и в другой картине этого года, оставшейся незаконченной, «Семейное горе». В сентябре 1876 года в составе русской добровольческой армии художник отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт, чтобы участвовать в начавшейся борьбе сербов за освобождение от турецкого ига. За участие в боевых действиях он был награжден черногорской медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Военные впечатления были отражены Поленовым в рисунках, опубликованных в журнале «Пчела». Это в основном сцены из бивачной жизни, этнографические типы, архитектурные зарисовки. «Сюжеты человеческого изуродования и смерти», где все «так ужасно и просто», были чужды Поленову. Он избегал их и позже, когда в качестве фронтового художника участвовал в русско-турецкой войне (1877-весна 1878).

следующая страница...


   Реклама:
   » 

  "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru