на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

Изменяясь в условиях сцены, формы пленэрной живописи Поленова приобрели новое звучание, образуя декоративную по своей сути систему. Если в эскизах декораций к «Двум мирам» и «Иосифу» художник достиг соответствующей образности за счет экспрессивной трансформации архитектурных форм, то в Алой розе этой трансформации подверглась сама живопись художника.
В театрально-декоративных работах Поленов был гораздо свободнее в построении той гармонии линий, форм и красочных сочетаний, к которой он постоянно стремился и которой не мог целиком обрести в станковом творчестве, будучи связанным сюжетом картины. Потому в его эскизах декораций, сделанных для домашней сцены, можно увидеть так много нового в области художественной формы. В этих скромных работах для любительских спектаклей Абрамцевского кружка угадываются черты того нового понимания искусства, которое приведет к расцвету театральной зрелищности на сцене.
Органичным для Поленова было и обращение к архитектурному творчеству. Интерес к архитектуре проходил через всю сознательную жизнь художника, начиная от детских игр и поездок с отцом в экспедиции, до занятий в Академии, когда он, по словам Репина, «некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания». При этом поленовский интерес к архитектуре - преимущественно художнический. Это интерес к живописной и образной стороне архитектуры, что очевидно по бесчисленным зарисовкам в альбомах Поленова.
В 1880 году Поленов увлекся идеей создания церкви в Абрамцеве. Усадебная церковь, построенная в 1881-1882 годах по проекту Васнецова, была коллективной работой кружка, отмеченной тем же энтузиазмом и тем же духом «игры», свободной импровизации, с каким создавались театральные постановки содружества. Абрамцевская церковь находится в том же ряду выполненных в мамонтовском кружке работ, в которых в силу их «непрофессионального» и «игрового» характера произошел «прорыв» к новой стилистике, стилистике модерна. В архитектуре она знаменовала собой переход от характерного для «псевдорусского» стиля иллюстративного использования элементов древнерусской архитектуры и народных орнаментов к свободной переработке архитектурного материала в «пеорусском» варианте модерна, подобно тому как декорации Поленова и Васнецова знаменовали переход от декораций-«иллюстраций», эмоционально не связанных со спектаклем, к декорациям как зрительному эквиваленту действия, декорациям, передающим «дух» пьесы. Поленов принял самое непосредственное участие в проектировании, строительстве и в оформлении интерьера церкви: он выполнил первоначальный проект в духе новгородских храмов XII века, эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него, а также паникадила.
Летом 1881 года Поленов и Репин в соседнем с Абрамцевым Репихове нашли резную деревянную доску, украшавшую крестьянскую избу. Так было положено начало знаменитой абрамцевской коллекции народного искусства, о пополнении которой постоянно заботился Поленов. Его интерес к народным промыслам, его размышления о путях развития народного искусства получили практическое осуществление при реорганизации Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и Еленой Поленовой в Абрамцеве столярно-резчицкой мастерской (1885). Поленов принял участие и в деятельности гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым в 1890 году. В обращении к различным областям художественного творчества члены абрамцевского кружка искали возможности для более активного участия в жизни общества. Они делали первые шаги по пути достижения своей цели, которую видели в том, чтобы внести искусство, основанное на национальных традициях, в повседневную жизнь. Эта цель отвечала всем помыслам и делам Поленова в искусстве.
Окончание строительства Абрамцевской церкви было ознаменовано большим событием в жизни Поленова, его женитьбой на двоюродной сестре Елизаветы Григорьевны Мамонтовой - Наталье Якунчиковой, ставшей для него на многие годы ближайшим другом и советчиком. Начиналась новая полоса в жизни художника.
Историк искусства, исследующий творчество того или иного мастера, воспринимает зачастую отдельные его произведения совсем иначе, чем оценивал их в свое время сам художник. Это естественно. Мы смотрим на его творчество будучи вооруженными знанием дальнейшего движения искусства. Но то, что нам уже известно, для художника - творческие поиски, путь в неизвестное. Недаром в истории искусства так много неадекватной оценки живописцами своего творчества.
Для нас поленовские пейзажи конца 1870-х годов - одно из крупнейших достижений русской пейзажной живописи. Сам же Поленов, посылая на выставку передвижников «Московский дворик», писал Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительно вещи - мне хотелось выступить на Передвижную (...) с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».
В деятельности Абрамцевского кружка, в самой его атмосфере, в работах художников объединения мы видим открытие новых путей, новых перспектив, имеющих революционное значение для судеб русского искусства. А для участников содружества разнообразные художественные предприятия кружка были игрой, пусть очень увлекательной и переходящей в нечто серьезное, но все-таки игрой. Деятельность абрамцевцев фактически разрушала представление об иерархии жанров и видов искусства, показывала, что большим искусством может быть и оформление спектакля, и даже изделия столярной и гончарной мастерских. Но в сознании Поленова, одним из первых в кружке обратившегося к театральной декорации, архитектуре и прикладному искусству, новые представления еще соседствовали с идеей, что высшей целью художника должна быть большая картина, несущая глубокое нравственно-идейное содержание. Этот принцип, сформулированный академической системой живописи, сохранил свою силу и в искусстве передвижников. С конца 1870-х годов появился целый ряд показательных в этом смысле полотен: «Христос в Гефсимаиском саду» (1879), «Суд Пугачева» (1879), «Никита Пустосвят» (1881) Василия Перова, «Царевна Софья» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885) Ильи Репина, «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883) Василия Сурикова и другие. Поленов же, хотя и решил по возвращении из заграничной командировки сосредоточиться на пейзажном бытовом жанре, но продолжал сомневаться. Не разменивается ли он на мелочи, в чем упрекали его близкие люди, не зарывает ли в землю свой талант? Еще в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова, у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». В 1887 году эта идея приобрела у Поленова, воспитанника Академии, осязаемые черты в замысле картины «Христос и грешница». Первые эскизы были сделаны в 1873 и в 1876 годах во время пенсионерской поездки. Потом работа «не пошла». Но Поленов был человеком долга, художником с очень развитым этическим чувством. Отринуть мысль о создании большого полотна, связанного для него с задачей воспитания людей, он не мог. А сюжет «Христа и грешницы» наиболее соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность.

следующая страница...


  "Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru