на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

Изменяясь в условиях сцены, формы пленэрной живописи Поленова приобрели новое звучание, образуя декоративную по своей сути систему. Если в эскизах декораций к «Двум мирам» и «Иосифу» художник достиг соответствующей образности за счет экспрессивной трансформации архитектурных форм, то в Алой розе этой трансформации подверглась сама живопись художника.
В театрально-декоративных работах Поленов был гораздо свободнее в построении той гармонии линий, форм и красочных сочетаний, к которой он постоянно стремился и которой не мог целиком обрести в станковом творчестве, будучи связанным сюжетом картины. Потому в его эскизах декораций, сделанных для домашней сцены, можно увидеть так много нового в области художественной формы. В этих скромных работах для любительских спектаклей Абрамцевского кружка угадываются черты того нового понимания искусства, которое приведет к расцвету театральной зрелищности на сцене.
Органичным для Поленова было и обращение к архитектурному творчеству. Интерес к архитектуре проходил через всю сознательную жизнь художника, начиная от детских игр и поездок с отцом в экспедиции, до занятий в Академии, когда он, по словам Репина, «некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания». При этом поленовский интерес к архитектуре - преимущественно художнический. Это интерес к живописной и образной стороне архитектуры, что очевидно по бесчисленным зарисовкам в альбомах Поленова.
В 1880 году Поленов увлекся идеей создания церкви в Абрамцеве. Усадебная церковь, построенная в 1881-1882 годах по проекту Васнецова, была коллективной работой кружка, отмеченной тем же энтузиазмом и тем же духом «игры», свободной импровизации, с каким создавались театральные постановки содружества. Абрамцевская церковь находится в том же ряду выполненных в мамонтовском кружке работ, в которых в силу их «непрофессионального» и «игрового» характера произошел «прорыв» к новой стилистике, стилистике модерна. В архитектуре она знаменовала собой переход от характерного для «псевдорусского» стиля иллюстративного использования элементов древнерусской архитектуры и народных орнаментов к свободной переработке архитектурного материала в «пеорусском» варианте модерна, подобно тому как декорации Поленова и Васнецова знаменовали переход от декораций-«иллюстраций», эмоционально не связанных со спектаклем, к декорациям как зрительному эквиваленту действия, декорациям, передающим «дух» пьесы. Поленов принял самое непосредственное участие в проектировании, строительстве и в оформлении интерьера церкви: он выполнил первоначальный проект в духе новгородских храмов XII века, эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него, а также паникадила.
Летом 1881 года Поленов и Репин в соседнем с Абрамцевым Репихове нашли резную деревянную доску, украшавшую крестьянскую избу. Так было положено начало знаменитой абрамцевской коллекции народного искусства, о пополнении которой постоянно заботился Поленов. Его интерес к народным промыслам, его размышления о путях развития народного искусства получили практическое осуществление при реорганизации Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и Еленой Поленовой в Абрамцеве столярно-резчицкой мастерской (1885). Поленов принял участие и в деятельности гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым в 1890 году. В обращении к различным областям художественного творчества члены абрамцевского кружка искали возможности для более активного участия в жизни общества. Они делали первые шаги по пути достижения своей цели, которую видели в том, чтобы внести искусство, основанное на национальных традициях, в повседневную жизнь. Эта цель отвечала всем помыслам и делам Поленова в искусстве.
Окончание строительства Абрамцевской церкви было ознаменовано большим событием в жизни Поленова, его женитьбой на двоюродной сестре Елизаветы Григорьевны Мамонтовой - Наталье Якунчиковой, ставшей для него на многие годы ближайшим другом и советчиком. Начиналась новая полоса в жизни художника.
Историк искусства, исследующий творчество того или иного мастера, воспринимает зачастую отдельные его произведения совсем иначе, чем оценивал их в свое время сам художник. Это естественно. Мы смотрим на его творчество будучи вооруженными знанием дальнейшего движения искусства. Но то, что нам уже известно, для художника - творческие поиски, путь в неизвестное. Недаром в истории искусства так много неадекватной оценки живописцами своего творчества.
Для нас поленовские пейзажи конца 1870-х годов - одно из крупнейших достижений русской пейзажной живописи. Сам же Поленов, посылая на выставку передвижников «Московский дворик», писал Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительно вещи - мне хотелось выступить на Передвижную (...) с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».
В деятельности Абрамцевского кружка, в самой его атмосфере, в работах художников объединения мы видим открытие новых путей, новых перспектив, имеющих революционное значение для судеб русского искусства. А для участников содружества разнообразные художественные предприятия кружка были игрой, пусть очень увлекательной и переходящей в нечто серьезное, но все-таки игрой. Деятельность абрамцевцев фактически разрушала представление об иерархии жанров и видов искусства, показывала, что большим искусством может быть и оформление спектакля, и даже изделия столярной и гончарной мастерских. Но в сознании Поленова, одним из первых в кружке обратившегося к театральной декорации, архитектуре и прикладному искусству, новые представления еще соседствовали с идеей, что высшей целью художника должна быть большая картина, несущая глубокое нравственно-идейное содержание. Этот принцип, сформулированный академической системой живописи, сохранил свою силу и в искусстве передвижников. С конца 1870-х годов появился целый ряд показательных в этом смысле полотен: «Христос в Гефсимаиском саду» (1879), «Суд Пугачева» (1879), «Никита Пустосвят» (1881) Василия Перова, «Царевна Софья» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885) Ильи Репина, «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883) Василия Сурикова и другие. Поленов же, хотя и решил по возвращении из заграничной командировки сосредоточиться на пейзажном бытовом жанре, но продолжал сомневаться. Не разменивается ли он на мелочи, в чем упрекали его близкие люди, не зарывает ли в землю свой талант? Еще в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова, у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». В 1887 году эта идея приобрела у Поленова, воспитанника Академии, осязаемые черты в замысле картины «Христос и грешница». Первые эскизы были сделаны в 1873 и в 1876 годах во время пенсионерской поездки. Потом работа «не пошла». Но Поленов был человеком долга, художником с очень развитым этическим чувством. Отринуть мысль о создании большого полотна, связанного для него с задачей воспитания людей, он не мог. А сюжет «Христа и грешницы» наиболее соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность.

следующая страница...


   Реклама:
   » 

  "Малый он чудесный, мы, что называется, душу отводим. Товарищ он хороший. Мы мечтаем о будущей деятельности на родной почве. (Из письма Репина Крамскому в 1876 г.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru