на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

Что же приобрел художник в своем первом путешествии по Востоку? Он познакомился с природой, с жизнью и бытом восточных городов, обликом их жителей. Его палитра заиграла новыми звучными красками, новыми цветовыми отношениями. Он смог вобрать в себя то ощущение своеобразия световоздушной среды Востока, которое будет как бы незримо присутствовать в его картине и станет отмечаться едва ли не всеми критиками, которые о ней напишут. Но для осуществления замысла Поленова этого было недостаточно. Более того, во время путешествия идея большой картины явно отодвинулась на второй план. Он продолжал собирать необходимый ему материал и в следующем путешествии, а самостоятельный характер этюдов 1881-1882 годов был подчеркнут фактом их экспонирования единой коллекцией на XIII выставке передвижников в 1885 году. В прессе по этому поводу раздавались неодобрительные голоса, считавшие экспонирование этюдов недостойным большого художника. Но это обстоятельство лишь оттеняло смелость и новаторство Поленова, решившегося на такой шаг. На зрителей экспозиция произвела большое впечатление. Посетителям выставки впервые полно и непосредственно открылся внутренний мир художника, его творческая лаборатория. Утверждалась самостоятельная эстетическая ценность этюда, целой области творчества художника, скрытой раньше в тиши мастерской.

Работы Поленова покоряли красотой живописи, интенсивностью и звучностью цвета. В очерке о творчестве Поленова его ученик Илья Остроухов писал, вспоминая свои впечатления о работах художника на выставке: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял». Этюды целиком, прямо с выставки, были приобретены Павлом Третьяковым. Работа между тем продолжалась: зимой 1883-1884 года художник жил в Риме, писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы.
В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Поленов проводил лето, он закончил угольный рисунок на холсте в размере будущей картины. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садово-Спасской.
Таким образом, между первым замыслом и окончанием полотна прошло двадцать лет.

Картина была показана Поленовым на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.
Завязка сюжета картины основана на противостоянии мудрого в своем спокойствии Христа и разъяренной толпы. Образ Христа, над которым Поленов очень долго работал, не соответствовал ни канонам академической живописи, ни традициям передвижнического искусства. В нем не было ни напряженной драматичности (Ге. «Тайная вечеря», 1873), ни внутреннего борения (Крамской. «Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» (Перов. «Христос в Гефсиманском саду», 1879). Христос Поленова самоуглублен; в нем выражено поленовское мироощущение, в основе которого - осознание истины, красоты и гармонии окружающего мира, присутствующее во всех его картинах, поленовское элегическое настроение. Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма».
Для этого ему недостает страстности. Кричащая толпа ведущих грешницу иудеев как бы нарушает своей суетой и шумом спокойный ход его размышлений. И зритель тоже воспринимает эту толпу как что-то «лишнее». Этих суетных людей трудно соотнести с величественной красотой той страны, в которой они живут, так же трудно представить их и создателями изображенного на картине великолепного храма.
Поленов потратил много сил на изучение палестинского пейзажа, архитектуры, костюмов, чтобы максимально воссоздать реальную обстановку описанных в Евангелии событий, но эта достоверность сыграла и свою отрицательную роль, помешав в конце концов восприятию основного замысла картины. (Искусство величайших мастеров: Картины и техника Пиросмани.)

«Христос и грешница» по своему значению для самого Поленова - центральное произведение в его творчестве. Но в истории русской живописи ее место относительно скромное, значительно скромнее, например, поленовских пейзажей и, может быть, даже этюдов к этой картине. Был ли сам художник удовлетворен своей работой? Очевидно, не до конца. В письме к Васнецову он говорит о своем полотне: «... много я и долго работал и, наконец, достиг теперь некоторой известности. Достиг я ее главным образом благодаря сюжету своей картины, т.е. смыслу сюжета или, как говорится, идее картины. К великой моей радости, многие поняли то, что я хотел сказать, и отозвались с сочувствием.
Это мне дает смелость говорить еще, насколько хватит сил...». В подчеркивании им, художником, ценящим в произведении прежде всего его чисто живописные качества, сюжетной стороны своей картины есть оттенок смутного недовольства ею, ощущение недосказанности, нереализованности того, о чем мечталось во время работы. Именно это ощущение, по всей видимости, заставляло его вновь и вновь обращаться к евангельским сюжетам. Поленов решил начать работу над циклом картин «Из жизни Христа», первой из которых стала «Христос и грешница».

Самый ранний эскиз к «Христу и грешнице» относится, как уже говорилось, к 1873 году. Этим же годом датируется и первый эскиз другой большой картины, оконченной почти одновременно с «Христом и грешницей». Это - «Больная» (1886), картина, задуманная под впечатлением знакомства с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, приехавшей за границу учиться, тяжело заболевшей и умершей вдали от родины. Глубоко поразила художника в это время и смерть в Риме юной Марии Оболенской, с которой Поленов познакомился и увлекся ею во время пенсионерской поездки. Продолжена работа над картиной была в 1881 году после смерти горячо любимой сестры-близнеца Веры.
Непосредственное чувство художника, пережившего боль потери близких ему людей, чувство неотвратимой смерти, беспомощности перед ней и недоумения перед ее бессмысленной беспощадной неразборчивостью, уносящей совсем еще юные жизни, - все это нашло воплощение в его «Больной». И редко в каком произведении Поленова так ясно выразилось мировоззрение художника, как в этой картине.

следующая страница...


   Реклама:
   » 

  "Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России, не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собою задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, подобного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем. (Луначарский А.В.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru