на главную      

    На главную

    Биография

    Живопись

    Графика

    Хронология

    Фото архив

    "Поленово"

    Гостевая

    Музеи

    Пастон

    Статьи

    Ссылки

Василий Поленов

   Василий
   Поленов
   1897 год

   
  
   

Страницы:

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17

   



Элеонора Пастон. Монография о творчестве Василия Поленова

Весь усадебный комплекс, расположенный на высоком берегу Оки, прекрасно вписывается в окружающие его речные дали. До конца жизни они не переставали вдохновлять художника, который бесконечно писал окские пейзажи в разные времена года и в разное время дня.
Последней большой художественной работой семидесяти семилетнего Поленова была диорама - маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам показывал ее в школах округа. "Его увлекала, - вспоминала дочь Поленова, - идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописных эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира... С тоски можно умереть... И вдруг кругосветное путешествие!"... Большая диорама осталась при музее. Вскоре ее открыли для публики. Со всех сторон потекли экскурсии. Отец, сидя на крылечке, любовался радостными лицами выходивших из диорамной комнаты». Это стремление приносить людям радость своим искусством, сделать их жизнь немного счастливее, светлее и насыщеннее от соприкосновения с прекрасным, руководившее художником во всех его творческих замыслах, он сохранил до конца своей жизни. В Борке, в 1924 году встретил Поленов свое восьмидесятилетие. Сюда пришло известие о присвоении ему звания народного художника, увенчавшее его многотрудную и светлую жизнь.

Вернемся более чем на полвека назад, когда в 1877 году, спустя некоторое время после возвращения Репина и Поленова из пенсионерской поездки, Репин написал портрет своего друга, удивительно точно передавший особенности натуры Поленова, присущий ему высокий строй чувств, вдумчивость, какой-то особый, ощущаемый во всем облике художника, аристократизм. В годы учебы этот аристократизм заставлял его соучеников относиться к Поленову несколько настороженно, а за границей во время пенсионерской командировки позволил его друзьям дать ему шуточное прозвище «Дон Базилио». Сам же Поленов писал своим родным в это время, недоумевая: «Здесь почему-то считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу... Близкие мне люди все работники». Действительно, в образе Поленова (и не только во внешнем облике) было что-то аристократическое. Но так же справедливо и то, что он был настоящим «работником». В этом убеждает вся его многосторонняя и многоплановая художническая, общественная и педагогическая деятельность.
По своему происхождению Поленов был потомственным дворянином, человеком, тесно связанным с духовным миром дворянской интеллигенции первой половины XIX века, с эпохой романтизма и «людей сороковых годов». И парадоксальным образом именно эта связь с прошлым, с предшествующей эпохой, наложившая свой отпечаток на все творчество художника, несмотря на его увлечения новейшими идеями I860-1870-х годов, оказалась творчески необходимой новому поколению художников, открывающих искусство XX века. Она же сделала его и более открытым новому, нежели многих художников-передвижников, укорененных в своем времени.
При первом знакомстве с обширным наследием Поленова, очень разнообразным и порой противоречивым, может показаться, что Поленовых много, что создатель Московского дворика - это совсем другой человек, чем автор декораций к «Орфею» Глюка, и что художник, написавший Христа и грешницу не мог быть соавтором Васнецова по созданию Абрамцевской церкви. Но потом начинаешь видеть, что за всем разнообразием его произведений стоит одно доминирующее настроение. Это настроение одновременно и радостного, и грустного созерцания мира вместе с присущим ему страданием и скорбью, которые как бы очищаются добром и красотой, за всем этим наследием виден человек, демократизм которого «выражается не в снисхождении к массам, а в глубокой любви к благородству человека», художник, видящий пользу своего труда в том, чтобы приносить людям радость своим творчеством, воспитывать их красотой искусства. Именно поэтому мажорно воспринимаются слова Поленова из его Художественного завещания: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из его замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, это есть отдых, отдых вечный, покой небытия, - а бытие его остается, переходя в то, что он сделал».
После Поленова остались не только плоды его разнообразного художественного творчества, эстетическое воздействие которого никогда не иссякает, не только результаты его просветительской деятельности, музей, театр, которые и поныне не утратили свою воспитательную роль, но сохраняется воздействие самой личности художника, обаяние которой донесли до нас его письма, суждения, воспоминания современников.

следующая страница...


   Реклама:
   » 

  "Живопись Поленова, явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом тусклом фоне тогдашней живописи. Его этюды - палестинские и египетские - радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже этого одного было достаточно, чтобы зажечь художественную молодежь. (Головин А.Я.) "


Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии
www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru