В 1878 году, отправляя на очередную выставку передвижников свою картину "Московский дворик", Поленов писал Крамскому: «К сожалению,
я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным.
Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».
Между тем поленовский пейзаж стал классическим произведением русской пейзажной живописи и одной из самых популярных и любимых картин в русской живописи XIX века.
Вспомним хотя фанатичную любовь к этой картине Ивана Тургенева, для которого Поленов даже выполнил авторское повторение.
Не меньшей любовью русской публики стали пользоваться и другие жанровые пейзажи Поленова - "Заросший пруд", "Бабушкин сад", "Старая мельница", "Деревня Тургенево", "Золотая осень", "Ранний снег".
На фоне этих исконно русских, до глубины души русских картин несколько странно видеть картины на восточные и евангельские темы. Но такова была необъятная душа великого человека и художника, что Поленов не мог удержать в рамках какого-либо одного стиля или жанра.
"Общество, чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства. История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. (Поленов В.Д.)
"
Художник Василий Поленов. Картины, рисунки, биография, фотографии www.vasily-polenov.ru, 1844-1927, контакты: vas@vasily-polenov.ru